С чего начать восстановление бухгалтерского учета

В зависимости от того, по каким причинам в бухгалтерском учете на предприятии возникли ошибки и недочеты, руководитель должен проводить верные мероприятия по восстановлению учета.

Если в компании уволился главный бухгалтер и определённое время компания функционировала без квалифицированного специалиста; если учет вовсе не велся на протяжении какого-то времени; если в ведении учета обнаружены ошибки сторонними наблюдателями и контролёрами, то процедура восстановления учета на начальном этапе состоит из нескольких важных мероприятий.

Во-первых, собираются, сортируются и обрабатываются все имеющиеся документы на предприятии. Определяется, какие именно документы отсутствуют, заполнены неверно или частично неверно. Параллельно обязательно проводится внеплановая инвентаризация. Ее целью является проверка товарно-материальных ценностей, восстановление количественного учета. Кроме того инвентаризация дает данные для полного восстановления учета основных средств.

Во-вторых, проводится восстановление недостающей первичной документации, которая является базой для формирования регистров учета и отчетности. После проведения этих начальных этапов руководитель может привлечь для восстановления бухгалтерского учета сторонних специалистов, которые приведут весь учет в соответствие с действующим законодательством.

Отдельно необходимо рассматривать вариант, когда документация пропала, испортилась в результате форс-мажорных обстоятельств. В этом случае предшествовать инвентаризации и сбору имеющихся документов должно расследование специально созданной комиссии. Она должна выяснить причины утраты документов. При необходимости в состав комиссии включаются представители государственного пожарного надзора, следственных органов или охраны предприятия. Кроме этого проводится не только инвентаризация товарно-материальных ценностей и основных средств, но и подробная опись все утраченных и оставшихся документов.

По возможности, руководитель предприятия должен потребовать оправдательные документы у сторонних организаций о потере документов. Например, в случае утраты документации в случае пожара, такой документ должны выдать органы государственной противопожарной службы. В будущем такие документы являются весомым аргументом при возникновении споров с налоговой. После этого восстановление бухгалтерского учета проводится по стандартной схеме собственными силами штатной бухгалтерии предприятия или с привлечением сторонних специалистов.